Младе́нец – церковное наименование ребенка до семи лет. (С 7 до 14 лет ребёнок именуется отроком).
С апостольских времен в Церкви принято совершать Таинство Крещения не только над взрослыми, но и над младенцами. Свт. Феофан Затворник поясняет, каким образом благодать Божия воздействует на душу младенца, который еще не пользуется своей свободой:
«Благодать нисходит на младенческую душу и производит в ней все одна, так как бы при сем участвовала и свобода, на том единственно основании, что в будущем сей, не сознающий себя и не действующий лично, младенец, когда придет в сознание, сам охотно посвятит себя Богу, желательно восприимет благодать, нашедши в себе ее действия, рад будет, что она есть, возблагодарит, что так сделано для него, и исповедует, что, если бы в минуту крещения даны были ему смысл и свобода, он не иначе поступил бы, как поступлено, и не захотел бы иного. Ради такого будущего свободного посвящения себя Богу и сочетания свободы с благодатию, Божественная благодать вся подается младенцу и без него все в нем производит, что производить ей свойственно, по одному уверению, что требуемое желание и предание себя Богу будет несомненно, – уверению, какое дают восприемники, поручаясь Богу пред Церковью, что сей младенец, пришедши в сознание, явит именно такое употребление свободы, какое требуется для благодати, приемля на себя обязанность самым делом довесть до того младенца восприемлемого. Таким образом, чрез крещение в младенце полагается семя жизни о Христе и есть в нем; но она еще как бы не его, действует как образующая его сила».
Христианское воспитание младенцев
Задача родителей состоит в том, чтобы с самого раннего возраста способствовать возрастанию ребенка в духовной жизни, с тем, чтобы не допустить взращивание пагубных страстей в его душе. Свт. Феофан пишет: «Благодать в младенце укрощает и заглушает грех; но он может снова ожить и восстать, если дать ему пищу и свободу. Итак, все внимание тех, на коих лежит обязанность блюсти в целости принятое из купели дитя-христианина, должно быть обращено на то, чтобы никак не допустить опять возобладать над ним греху, всячески подавлять сей последний и обессиливать, а направление к Богу возбуждать и укреплять».
Святитель обращает особое внимание на важность создания спасительной атмосферы вокруг младенца. Родителям желательно почаще причащать ребенка Святых Тайн, осенять его крестным знамением, молиться над ним, окроплять его святой водой, прикладывать к кресту и иконам и т. п. При этом, по мысли святителя, «дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях». Напротив, неверие и греховная жизнь родителей может нанести серьезный ущерб воспитанию ребенка.
Свт. Феофан говорит о том, что родителям необходимо с раннего возраста начинать борьбу с грехом, проявляющемся в ребенке. Упущение в этом важном деле приводит к росту пагубных страстей, которые впоследствии пленяют ребенка. Основных возбудителей, влекущих к греху, три: пытливость в уме, своеволие – в воле, самоуслаждение – в чувстве.
Святитель рекомендует обратить особое внимание на потребности тела. Организовать питание ребенка нужно таким образом, чтобы «развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия». Необходимо подчинить питание известным правилам, которыми бы определялось время, количество и способ. Нельзя в этом отношении потворствовать капризам ребенка. То же самое касается сна, различных удобств, внешних влияний, таких как изменение температуры, перенесение легких ран и ушибов и т.п. Ребенок не должен вырасти «неженкой», а напротив, должен приобрести навык самоограничения.
Необходимо разумно ограничивать волю ребенка, чтобы он не вырос своевольным. Воля родителей должна быть законом и нравственным ориентиром для маленького ребенка. Свт. Феофан пишет: «Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают: можно ли сделать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Это расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое легкое для напечатления, ибо дети и так большею частию обращаются с расспросами к взрослым, сознавая свое неведение и слабость; стоит только возвысить это дело и поставить его им в закон непременный. Естественным следствием такого настроения будет полное послушание и покорность во всем воле родителей, наперекор своей, расположение во многом отказывать себе и навык к этому, или уменье; а главное, опытное убеждение в том, что не должно слушать во всем себя».
Он же предостерегает: «Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли: а если уже сделались такими сколько можно располагать их к раскаянию».
Ребенку для нормального развития важно играть, двигаться, резвиться. Но и это должно быть под контролем родителей. Родители, которые заставляют ребенка всегда сидеть тихо, совершают большую ошибку. Прп. Паисий Святогорец говорит: «Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребенок живой. Живой ребенок имеет в себе силы, и, использовав их как должно, он может очень преуспеть в жизни».
Отдельного внимания заслуживает вопрос о взаимодействии ребенка с внешним миром, а также с миром виртуальным (через технические устройства). Здесь, как и в других случаях, необходимо разумное ограничение по времени и содержанию. Свт. Иоанн Златоуст советует родителям служить «стражами чувств» для своих детей. Страж – не тиран, но, контролируя доступ к миру, он наделяет ребенка способностью управлять своими желаниями в дальнейшей жизни. Свт. Феофан Затворник рекомендует «приучить дитя то испытывать, что считается для него необходимым; от всего же другого удерживаться и отстраняться». Таким образом, любопытство ребенка не должно становиться беспорядочным и бесцельным.
С какого возраста ребенок несет ответственность за совершенные грехи?
Церковные каноны подчеркивают условность конкретного возраста нравственной вменяемости. Епископ Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос о возрасте, с которого Бог судит человека за грехи, пишет: «По мере познания и рассуждения каждого. У иных судятся с десятилетнего возраста, а у иных с более позднего возраста» (18-й канонический ответ). В то же время свт. Григорий Великий утверждает, что дети, которые скончались в том возрасте, когда уже умели говорить, иногда лишаются Царства Небесного, по вине своих родителей, не воспитавших их должным образом (Диалоги, кн. 4, гл. 18).
Смерть младенцев
Смерть маленьких детей является трагической реальностью нашего мира после грехопадения. Общая причина смертности людей – всеобщая подверженность последствиям прародительского греха, некоторые из которых (тление, страдание, смертность и т.п.) не устраняются через Таинство Крещения. Однако духовная причина ранней смерти конкретного ребенка нам неизвестна, это тайна Промысла Божия. Участь младенцев, умерших после Крещения, блаженна. Восточные патриархи в своем послании о вере свидетельствуют: «Все младенцы, умершие после Крещения, несомненно, спасены, будучи предопределены через смерть Христа».
Их отпевание проходит по специальному чину погребения младенцев, в котором нет прошений о прощении грехов, но лишь молитва об исполнении обещании Христа упокоить умершего в обителях со святыми. В одном из тропарей канона содержится такая речь от лица ребенка: «Не рыдайте обо мне, мои родные и друзья, – взывает младенец, – ибо я еще не предпринимал ничего достойного слез, но наиболее же непрестанно плачьте о самих себе, как всегда согрешающие, чтобы не подвергнуться вам мучениям».
В другом тропаре выражается уверенность в своевременности этой смерти и благодарность Богу: «Ты, Господи, лишил земного наслаждения Твоего младенца, чтобы явить его, не нарушившего Твоих Божественных заповедей, участником Твоего небесного блаженства. Поэтому прославляем, Милосердный, неизмеримую глубину Твоих определений». Еще один тропарь содержит такую молитву младенца в утешение близким людям: «Боже, Боже, призвавший меня! – взывает младенец, – будь ныне утешением для моих домашних, ибо все они горько плачут, видя во мне как бы своего единственного. Но Ты, родившийся от Девы Матери; охлади внутренность моей матери и ороси сердце моего отца, при пении: Аллилуия». Таким образом, у семьи появляется свой молитвенник на небесах.
Младенцы, умершие без Крещения, не являются членами Церкви, поэтому над ними не принято совершать христианский чин погребения. Их посмертная участь остается тайной, известной только Богу милосердному и праведному. В 2018 году Священный Синод одобрил к использованию «Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». В последовании речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в последовании содержится несколько прошений к Богу о благой участи для умершего младенца. Однако его не следует воспринимать как чин христианского погребения (отпевания), на что обращал внимание патриарх Кирилл. Младенцев, умерших без Крещения, не принято поминать за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях.
Известные святые младенцы
- Вифлеемские младенцы
- Праведные Иаков и Иоанн Менюжские
- Мученик Гавриил Белостокский
- Мученик Иоанн Угличский
Литература по теме
- Отрок, младенец, малое дитя Библейская энциклопедия Брокгауза
- О загробной участи некрещёных младенцев
- О Крещении детей
- О необходимости причащения младенцев свящ. Олег Нецветаев
- О младенцах, преждевременно похищаемых смертью свт. Г. Нисский
- В каком возрасте воскреснут умершие в младенчестве? блж. Августин
- Христианское воспитание в младенческий период архиеп. Варлаам (Ряшенцев)
- На смерть младенца прп. Ефрем Сирин
- Младенец и грех Юлия Ульянова
- Об участи младенцев, умерших некрещёными прот. Георгий Городенцев
- Детская исповедь. Как помочь Вашему ребенку Екатерина Орлова
Комментировать